Блог

Аналогия стратегических приёмов и принципов игры Го со стратегией в реальном времени StarCraft Brood War

С разрешения подписчика моего телеграмм-канала Мурата Манасова публикую его заметку о параллелях между Го и Старкрафтом. На мой взгляд, основной ареной развития стратегических скилов становятся компьютерные игры. Конечно, традиционные искусства, такие как Го и шахматы, никуда не исчезнут. Эти игры ценны тем, что в них мы играем вживую камнями или фигурами на доске. Но мне представляется важным изучать опыт осмысления стратегии в популярных компьютерных играх.

На своем канале я опубликовал краткую выдержку из развернутой статьи Мурата, которую публикую на своем сайте в полном объеме.

Настольная игра Го, также известная как Бадук в Корее и Вэйци в Китае, имеет многовековую историю и заслуженно считается одной из самых сложных и интеллектуально насыщенных игр. Её принципы, стратегические и тактические приёмы имеют глубокие аналогии с компьютерной игрой, стратегией в реальном времени StarCraft: Brood War (далее – SCBW), одной из самых популярных киберспортивных дисциплин в Мире. Оба этих вида игры требуют от игроков высочайшего уровня мастерства, стратегического мышления и способности адаптироваться к постоянно меняющимся условиям игры.

Одной из ключевых характеристик Го является необходимость контроля территории на игровом поле. Игроки должны размещать свои камни таким образом, чтобы окружать и захватывать максимальное количество пространства, одновременно предотвращая захват территории противником. Это требует от игроков не только планирования на несколько ходов вперёд, но и умения предвидеть ходы соперника. В SCBW аналогичным образом важно контролировать карту, занимать ключевые позиции и ресурсы, а также строить свои стратегические базы/объекты (форпосты) для укрепления своих позиций, расширения влияния на карте и ограничения возможностей оппонента.

В Го существует концепция «групп», или кластеров камней, которые могут быть либо живыми, либо мёртвыми в зависимости от их степени свободы (дыхания). В SCBW похожим образом игроки создают и управляют своими армиями, которые могут быть эффективными только в случае правильного размещения и поддержки. Потеря важных юнитов или целых отрядов из-за неправильного позиционирования может привести к поражению, как и в Го с потерей жизнеспособных групп камней.

Обе игры также включают в себя элементы блефа и намеренной дезинформации. В Го опытные игроки могут использовать ходы-приманки, чтобы заставить противника совершить ошибку, тем самым открывая возможность для контратаки. В SCBW игроки часто прибегают к тактике скрытых баз (ninja expand or proxy builds), ложных атак и дезинформации, чтобы сбить соперника с толку и заставить его принять и совершить неверные стратегические решения.

Мастерство в обеих играх также подразумевает умение гибко менять стратегию в зависимости от развития ситуации. В Го игроки должны быть готовы отказаться от первоначальных планов и приспосабливаться к новой обстановке на доске, реагируя на действия соперника. В SCBW это выражается в необходимости постоянной адаптации к стратегии оппонента, будь то быстрый захват ресурсов, агрессивное нападение или защита с использованием технологической ветки развития более высокого уровня.

Таким образом, принципы Го и SCBW пересекаются в своих требованиях к глубокому стратегическому мышлению, умению контролировать территорию и ресурсы, а также способности адаптироваться и вводить противника в заблуждение. Оба вида игр требуют от участников высочайшего уровня концентрации и анализа, что делает их столь захватывающими и требующими высокого уровня мастерства.

В Го и SCBW существуют специфические стратегические и тактические приёмы, которые ярко демонстрируют сходство между этими играми. В этом эссе будут рассмотрены основные стратегические и тактические приёмы Го и их аналоги в SCBW.

Примером стратегического приёма в Го может служить техника «фусэки» (начальная/дебютная расстановка камней), где игроки на первых ходах определяют свои позиции на доске, стремясь захватить ключевые территории и создать крепкие структуры. В SCBW аналогичная стратегия называется «build order», когда игроки выбирают начальную постройку, расположение своих зданий на своей территории базы и направление своей технологической ветки развития: например, быстрое расширение базы для захвата дополнительных ресурсов (Fast Expansion) или агрессивное раннее нападение на противника в ущерб своей экономике (Rush). Первый подход направлен на создание устойчивого преимущества в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Второй подход направлен на краткосрочный блицкриг, в случае его отражения, игрок получает существенное экономическое отставание от противника.

В Го важной стратегической концепцией является «тэнуки» (отказ от локального сражения ради более важного хода в другой части доски). Примером тэнуки является ситуация, когда игрок оставляет полуокружённую группу камней ради захвата стратегически важного угла доски. В SCBW этот приём можно сравнить с макроконтролем (macro control), который подразумевает управление ресурсами и производством юнитов, а также стратегическое планирование развития баз. Игрок может отказаться от защиты одного участка карты, чтобы сосредоточиться на нападении, с одновременным развитием на свободном участке карты, в другом более уязвимом месте противника, что часто приводит к значительным тактическим преимуществам.

Тактические приёмы в Го включают «сабаки» и «ко-борьбу». Сабаки в Го – это манёвры, позволяющие избежать окружения и сохранить жизнеспособность группы камней. Этот приём требует точного расчёта и предвидения ходов соперника. В SCBW аналогичным тактическим приёмом является микроконтроль (micro control), включающий управление отдельными юнитами в бою для минимизации потерь и максимизации нанесённого урона сопернику. Например, игрок может маневрировать юнитами, чтобы уклоняться от атак соперника и наносить удары по наиболее уязвимым целям оппонента, сохраняя при этом боеспособность своих сил.

Ко-борьба в Го – это серия взаимосвязанных захватов камней, повторяющийся бой за одну и ту же территорию/пункт на доске, в котором игроки попеременно захватывают эту территорию/пункт. Ко-борьба требует от игроков глубокого понимания угроз и контругроз противника. Аналогом в SCBW является (Persistent harassment) – постоянные атаки в одну и ту же область карты, например на минеральную линию базы противника, чтобы отвлечь его от добычи ресурсов и сосредоточить внимание на защитных действиях.

«Сэнтэ» – это ход, на который противник обязательно должен ответить, в противном случае он понесёт большие потери. В противоположность готэ, сэнтэ позволяет сохранить инициативу. «Готэ», наоборот, это ход, на который не нужно отвечать, отвечая на готэ противника, игрок только теряет свою возможность на проявление инициативы. Аналогом в SCBW будет захват инициативы в игре через агрессивные действия или стратегическое давление, заставляющее противника реагировать на ваши ходы, а не продолжать развитие на расширение своего влияния на карте и занятия ключевых участков поля боя (highground/возвышенности, рампы).

«Хамэтэ» – обманная игра, хитрый ход, сыгранный в расчете на ошибку противника. Создание видимости атаки или окружения, чтобы заставить противника сделать неоптимальный ход, ослабляющий его позиции. Аналогом в SCBW будет (Fake attack/development) ложная атака/развитие – это тактический приём, в котором игрок имитирует атаку или строит «фиктивные» здания при разведке противника, чтобы сбить противника с толку и заставить его совершить перегруппировку войск, произвести неверный состав боевых юнитов либо потратить ресурсы на строительство оборонительных сооружений. Также умелые ведения контратак (counter-attacks) выполняют схожую функцию. Игроки могут инициировать ложные атаки или провокации мелкими отрядами войск, заставляя противника направить свои силы на их отбитие, что открывает возможности для настоящих полномасштабных атак на более важных/ключевых участках карты. Например, игрок может создать видимость нападения на основную базу противника, чтобы отвлечь его внимание, и в то же время нанести неожиданный удар по менее защищённой базе противника.

Таким образом, Го и SCBW не только требуют схожих навыков стратегического и тактического мышления, но и используют аналогичные приёмы для достижения победы. Принципы и стратегии настольной игры Го находят удивительные параллели в киберспортивной дисциплине SCBW. Оба вида игр требуют глубокого понимания стратегического и тактического мышления, умения контролировать территорию и ресурсы, а также способности вводить противника в заблуждение. Эти игры служат замечательным примером того, как разные игровые жанры могут пересекаться в своих подходах к решению различных сложных задач и демонстрации игрового мастерства. Независимо от того, предпочитает ли игрок древнюю игру на доске или современный киберспорт, общие принципы и приёмы, лежащие в их основе, остаются неизменными, актуальными и востребованными.
2024-06-26 14:36