Одна из важных задач, которую может решить игра Го – расширение сознания российских чиновников и управленцев на государственной службе. Во-первых, польза в том, чтобы понимать, как думают китайцы, ведь взаимодействие с ними с каждым годом нарастает.
Главный эффект, на мой взгляд, в том, чтобы игра Го стала стратегическим языком новой интеллектуальной элиты России, помогая эффективно думать о большом и сложном. Когда я рассказываю, что мы обучаем государственных служащих Го, это вызывает улыбку. Думаю, эта реакция напрасна. Так как разносторонне образованный чиновник заложил успех не только европейских держав, но и того же Китая. То же можно сказать и о чиновничестве имперской России, которое составлял костяк очень образованных людей.
Поэтому я откликнулся на приглашение выступить с обучающим тренингом для слушателей программы Президентской академии и подготовил для них специальную тему об образе стратегии в XXI веке.
Многие знают, что основу классической школы стратегии, заложил Клаузевиц. Его идея проста: найди ключевой участок и направь на удар по нему максимум усилий. Максимальное напряжение сил на ключевом участке являлось основополагающей формулой стратегического действия последние 200 лет.
Однако уже после Второй мировой войны исследователи задумались о том, а какой будет война и стратегия будущего? Тогда активно развивались теории, сформировавшие затем представления о хаосе, теории систем и кибернетике. Уже тогда на западе обратили внимание на Го, рассматривая концепции игры в качестве моделей стратегии будущего.
Современное представление о стратегии сильно отличается от идей Клаузевица о фронтальном противостоянии двух армий на военном театре. Фронт и тыл перемешаны, нет тумана войны, так как мы получаем огромный массив информации о противнике буквально в реальном времени. Это касается как войны, так и бизнес-стратегии.
Также канула в лету концепция тотальной войны, а значит и тотальной победы. В парадигме win-lose живут, пожалуй, только совсем упертые игроки. Принцип нетотальной победы, win-win и поиска формы сосуществования с противником – это мейнстрим стратегической мысли. Сегодня стратеги исследуют состояния границы хаоса, где неопределенность максимальна и где наши действия наиболее продуктивны.
Удивительно, что игра Го показывает именно такой концептуальный подход к стратегии, несмотря на свою седую древность. Роевые стратегии, текучие формы, игра на пределе хаоса и моделирование живых систем – все это Го. Не случайно именно Го вдохновляла ученых, которые разрабатывали клеточные автоматы для изучения эволюционных моделей и состояний хаоса.
Уверен, что нашим управленцам поучительно играть в Го, учиться думать шире, гибче и длиннее. По итогам мастер-класса я получил много положительных отзывов, надеюсь, что знакомство с игрой и ее идеями надолго запомнится участникам!
Главный эффект, на мой взгляд, в том, чтобы игра Го стала стратегическим языком новой интеллектуальной элиты России, помогая эффективно думать о большом и сложном. Когда я рассказываю, что мы обучаем государственных служащих Го, это вызывает улыбку. Думаю, эта реакция напрасна. Так как разносторонне образованный чиновник заложил успех не только европейских держав, но и того же Китая. То же можно сказать и о чиновничестве имперской России, которое составлял костяк очень образованных людей.
Поэтому я откликнулся на приглашение выступить с обучающим тренингом для слушателей программы Президентской академии и подготовил для них специальную тему об образе стратегии в XXI веке.
Многие знают, что основу классической школы стратегии, заложил Клаузевиц. Его идея проста: найди ключевой участок и направь на удар по нему максимум усилий. Максимальное напряжение сил на ключевом участке являлось основополагающей формулой стратегического действия последние 200 лет.
Однако уже после Второй мировой войны исследователи задумались о том, а какой будет война и стратегия будущего? Тогда активно развивались теории, сформировавшие затем представления о хаосе, теории систем и кибернетике. Уже тогда на западе обратили внимание на Го, рассматривая концепции игры в качестве моделей стратегии будущего.
Современное представление о стратегии сильно отличается от идей Клаузевица о фронтальном противостоянии двух армий на военном театре. Фронт и тыл перемешаны, нет тумана войны, так как мы получаем огромный массив информации о противнике буквально в реальном времени. Это касается как войны, так и бизнес-стратегии.
Также канула в лету концепция тотальной войны, а значит и тотальной победы. В парадигме win-lose живут, пожалуй, только совсем упертые игроки. Принцип нетотальной победы, win-win и поиска формы сосуществования с противником – это мейнстрим стратегической мысли. Сегодня стратеги исследуют состояния границы хаоса, где неопределенность максимальна и где наши действия наиболее продуктивны.
Удивительно, что игра Го показывает именно такой концептуальный подход к стратегии, несмотря на свою седую древность. Роевые стратегии, текучие формы, игра на пределе хаоса и моделирование живых систем – все это Го. Не случайно именно Го вдохновляла ученых, которые разрабатывали клеточные автоматы для изучения эволюционных моделей и состояний хаоса.
Уверен, что нашим управленцам поучительно играть в Го, учиться думать шире, гибче и длиннее. По итогам мастер-класса я получил много положительных отзывов, надеюсь, что знакомство с игрой и ее идеями надолго запомнится участникам!